sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1950-1960гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

Начало 1950х
Начало 50- х гг.: спад общественно-педагогического интереса к А.С. Макаренко. В учебнике «Педагогика» И.Т. Огородникова и П.Н. Шимбирева (1950) по существу утверждается, что созданная А.С. Макаренко система воспитания не подходит для массовой школы.


          Ф.А. Вигдорова
Серьезные трудности в освоения идей и опыта А.С. Макаренко показала дискуссия в «Литературной газете» (19  и 21 дек. 1950 г. – 11 авг. 1951 г.), открытая большой статьей Ф.А. Вигдоровой «Драгоценное наследство» (19  и 21 дек.).  Редакция обратилась к читателям, педагогам, деятелям искусства и культуры, писателям, преподавателям высшей школы, комсомольским работникам с предложением высказаться о макаренковском наследии, путях его использования в педагогической практике.  Ф.А. Вигдорова сказала: «...Книги Макаренко, растревожившие миллионы сердец, оставили глухими и равнодушными тех, кому больше всех следовало задуматься над ними –  теоретиков педагогики». Они ограничиваются выражениями почтения к нему как к новатору.

В.Е. Гмурман отмечал характерное явление: «Под видом применения идей А.С. Макаренко в отдельных школах насаждается отсебятина. Большей частью такие факты объясняются плохим знанием произведений и практики Антона Семеновича» (Сов. педагогика, 1952,  №1, с. 38).

1952-1955
 Взятый в 1952 г. курс на постепенный переход к всеобщему среднему образованию, не сопровождаемый реформой школы,  привел к обострению проблемы приема в вузы, к нарастающему недостатку работников производства, культуры и сферы обслуживания.

В 1952 г. в школе восстановлено (отмененное в 1937 г.) «обучение труду», в форме уроков труда в I–IV классах, практических занятий в школьных мастерских и на учебно-опытном участке (V–VII классы) и практикумов по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике (VII–X классы). Активно-творческому и полноценному восприятию макаренковских идей и опыта в дальнейшем способствовало общественно-педагогическое движение ученических производственных бригад колхозов и совхозов, зародившееся в 1955г. в Ставропольском крае, в условиях общегосударственной кампании по подъему сельского хозяйства, повышению народного благосостояния.

В середине 50- х гг. на экраны страны вышли художественные фильмы «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и фильм «Большие и маленькие», с включением 2 новелл из «Книги для родителей». Г.С. Макаренко выражала неудовлетворенность тем, что эти произведения экранизированы с большим отступлением от жизненной правды, без должного понимания новаторской социально-нравственной и педагогической сущности творчества А.С. Макаренко.
Театры в разных городах страны ставили по «Педагогической поэме» спектакли. В 1956 г. самодеятельный студенческий театр Московского университета, 50 человек, поставили по этому произведению «Поэму о человеке».

Вторая половина 50х
Наступила эпоха Хрущева.
В середине 50- х гг. в СССР начался спад интереса к А.С. Макаренко. Он произошел в русле общего критического отношения к тому, что определяло социально-культурную ситуацию в стране в конце 40- х –начале 50- х гг. Она стала ассоциироваться со второй половиной 30- х гг., которая в 1956 г. определена как время «культа личности Сталина», массовых нарушений «принципов социалистической законности и демократии». Не явно, но весьма ощутимо начало проявляться недоверие к макаренковским трудам и опыту как к атрибуту «сталинской педагогики».

В стране взят новый общественно-политический курс, направленный на «всемерное развитие инициативы народных масс», повышение их благосостояния. Начала осуществляться «политика мирного сосуществование стран с различным общественно- политическим строем».  В начале 1959 г. принят тезис о «полной, окончательной победе социализма в СССР».

Объявлен лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Понимание коммунизма при этом в массе людей, молодежи стало связываться в основном лишь с изобилием материальных благ, материальным благополучием. В идеологии появились черты «общества потребления».

В середине 50- х гг. группа педагогов-энтузиастов (23 человека, среди них был Б.П. Никитин) обратилась в высшие инстанции с инициативой продолжения «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко в современных условиях. Проект предусматривал выделение земельного участка, предоставление небольшого первоначального капитала, возвращение кредита через несколько лет, переход на самоокупаемость.  Этот план подходил к стадии реализации, но затем был отвергнут как «прожектерский». После приема у В. Фурцевой в ЦК КПСС представителей этой группы  подверглись гонениям.

В сентябре 1956 г. принято партийно-правительственное постановление о создании школ нового типа, школ-интернатов, в целях развития общественного воспитания и улучшения работы с детьми, лишенными необходимых условий воспитания в семье (с небольшой платой за содержание детей из благополучных семей). Предусмотрено: «в необходимых случаях выделять им (школам-интернатам) земельные угодия для организации подсобных хозяйств и семена, удобрения, птицу, продуктивный рабочий скот, сельхозмашины и инвентарь». Это начинание воодушевило сторонников А.С. Макаренко. Они активно включились в работу по созданию школ-интернатов, видя в них хорошую основу для развития педагогического творчества.

В декабре 1958 г. принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».  Реализация этого Закона осуществлялась при активной поддержке его последователями А.С. Макаренко. Возникли благоприятные объективные условия для широкого практического освоения и научно-теоретической разработки макаренковских идей и опыта.  Этому способствовали предусмотренные Законом меры: переход школы на 11-летку,  выделение специального времени на производительный труд и общественно-полезную работу учащихся, введение производственного обучения (начально-профессионального) в старших классах, возможность изменения сроков учебного года и каникул в зависимости от потребностей производства, введение в штат школы специалистов-производственников.  Деятельность школы вступила в прямую связь с социально-культурными преобразованиями, насущными и перспективными потребностями развития страны. На первый план в педагогике вышла ее главная проблема: школа и жизнь, трудовая основа жизни, культуры, образования и воспитания. В периодической педагогической печати появилась рубрика «Школа и жизнь».

В 1958 г. закрыта Лаборатория по изучению наследства А.С. Макаренко АПН РСФСР. Его наследие стало считаться полностью изданным и вполне изученным. Оставалось лишь «практическое использование» его идей и опыта и их «творческое развитие». Лаборатория А.С. Макаренко преобразована в лабораторию школ-интернатов, во главе с В.Е. Гмурманом. Макаренковское наследие оказалось отделенным от близкого ему Закона 1958 г., где в преобразовании школы на первый план вышел принцип ее связи с жизнью.

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1960-1964гг)

Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments