sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1960-1964гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

1960-1964гг
Летом 1960 г. группа писателей и литературных критиков, журналистов выступила с призывом решительно расширить процесс использования макаренковского наследия в школьной практике, опираясь на новые возможности, возникшие по «Закону об укреплении связи школы с жизнью».  В «Литературной газете» 11 июня 1960 г. опубликовано их открытое письмо к предстоящему учительскому съезду: «Пусть в каждую школу войдет Макаренко».

Призыв остался без отклика. В макаренковедческой работе по педагогическому направлению, особенно применительно к педагогике школы, наступил глубокий «застой», длящийся вплоть до середины 70- х гг. Специальных исследований в этой области не велось, они воспринимались как нечто ненужное. Не было издано ни одной новой книги об А.С. Макаренко; лишь переиздавалось написанное в 40–50- х гг. Укреплялось упрощенно-искаженное представление о жизни и творчестве Макаренко.

Теоретически вполне решенной считалась проблема коллектива. Макаренковская его трактовка прежде всего как производительно-трудовой организации подменялась объединением на основе любой деятельности (учения, занятий по интересам и т.д.), что вело к обесцениванию труда и трудовой морали, к отождествлению коллектива с «малой группой», лишенной общественной значимости. Под «воспитательным коллективом» подразумевалось лишь детское сообщество, отделенное от педагогического коллектива, деятельности взрослых и их системы отношений.

Тем не менее, несмотря на невнимание со стороны официальной педагогики, наследие Макаренко начало осваиваться в смежных областях.

В первой половине 60- х гг. макаренковские труды и опыт оказали значительное влияние на становление военной педагогики, системы «воинского воспитания». Началась разработка проблемы формирования и развития «воинского коллектива» как единого объединения рядовых военнослужащих, сержантского состава и офицеров. Важное значение приобрели вопросы воспитания характера, морально-волевых качеств военнослужащих.

В статье В.С. Бушина « А.С. Макаренко о связи этики и эстетики» (Вопросы философии, 1960,  №1) его мировоззренческие и художественные принципы рассматриваются в их связи с жизнью, современными целями нравственного воспитания молодежи.

Позже, на рубеже 60–70- х гг. макаренковское наследие стало осваиваться, разрабатываться в общей психологии. Глава о коллективе впервые появилась в издании: Общая психология:  Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. Макаренковскую теорию и практику воспитания личности на основе коллектива К.К.  Платонов расценил как «крупнейшее психологическое событие» (Коллектив и личность/  Ред. колл.: Е.В. Шорохова, К.К. Платонов и др. М., Наука, 1975.  С. 87).  О.И. Зотова:  «...Социально-психологический аспект трудов А.С. Макаренко ждет своего исследователя» (там же, с. 33).  Психологию коллектива исследовали также Л.А. Коломинский, А.Н. Лутошкин, Л.И.  Уманский, главным образом по аналогии с «малой группой», в аспекте межличностных отношений и на примере разного рода коллективов, основанных на деятельности не производственно-трудового характера. См.: Лутошкин А.Н. Проблемы групповой психологии в педагогической теории А.С. Макаренко// Вопросы психологии, 1973,  №5 и др.

В период с конца 50- х гг. до конца 60- х гг. макаренковедение обогатилось книгами,  сборниками с воспоминаниями о Макаренко: Удивительный человечище. Воспоминания об А.С. Макаренко (лит. запись А.  Каштаньера. Харьков, 1959, материалы живущих в Харькове сотрудников и воспитанников колонии горьковцев и коммуны дзержинцев); Воспоминания о Макаренко (сост. Н.А. Лялин и Н.А. Морозова. Л., 1960);  С.С. Шейкман. Куряжская быль (воспоминания сотрудника горьковской колонии. Калинин, 1963); Полтавцы о Макаренко (ред. колл.: Е.М. Рыжило и др. Киев, 1968, укр. яз.).


Проблема с реализацией трудового воспитания

В городских школах реализация Закона 1958 г. в отношении производительного труда пошла по 2 направлениям: его организация на базе школы, школьных мастерских, –  и труд в системе современного производства, на базе «ближайшего»  (как сказано в Законе) предприятия.  Второе направление приняло форму «прикрепления» школьников к производственным участкам, рабочим местам на предприятии. При этом рабочий, будучи как бы инструктором, не освобождался от выполнения производственного задания, а его подопечный мог главным образом лишь «за его спиной» наблюдать за производственным процессом (отсюда название «заспинники»). Такая неорганизованность при выделении одного дня в учебную неделю для участия в производстве вела к пустой трате времени и средств, отрицательно сказывалась на воспитании школьников.  Будучи массовой, эта форма стала одним из «аргументов» отхода от Закона 1958 г.  уже в 1964 г.

Производительный труд применялся лишь как некоторое дополнение к главной,  учебно-образовательной функции школы, в основном как обучение труду, средство политехнического обучения, практически-прикладной компонент в обучении по отдельным предметам. Это соответствовало официальной формулировке: «соединение обучения с производительным трудом». Масса педагогов-практиков и ученых, родителей продолжала по-прежнему считать,  что в воспитании и обучении можно и далее вполне обходиться без производительного труда (не надо «отнимать у детей детство»).

И.П. Иванов и коммунарское движение

          И.П. Иванов
В середине 50- х гг. зародилось основанное на макаренковском опыте коллективной социальной активности молодежи «коммунарское движение». Во главе его стал И.П. Иванов, последователь А.С. Макаренко, пришедший в педагогику после чтения «Педагогической поэмы» в 14 лет (некоторое время работал в ЦК ВЛКСМ;  статья о нем в Российской педагогической энциклопедии, т. 1, с. 334).  В 1956 г. он на базе Дома пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда организовал «Союз энтузиастов», объединение старших пионервожатых района, примерно 20 человек.  Затем создана «Коммуна юных фрунзенцев» (руководители И.П. Иванов, Л.Г. Борисова,  Ф.Я. Шапиро).  В 1963 г. по инициативе И.П. Иванова в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена (на факультете начальных классов) появилась «Студенческая коммуна им. А.С. Макаренко».  Это «сводный коллектив преподавателей, студентов, выпускников пединститута, энтузиастов воспитательной работы».  В нем совместились функции студенческого научного общества, студенческого педагогического отряда, педагогического клуба и агитбригады.  (Объединение действовало до середины 80- х гг.).

По образцу «коммунарской методики», «методики коллективных творческих дел (КТД)» стал вести организаторскую работу открытый в начале 60- х гг. круглогодично и посменно действующий Всероссийский пионерлагерь «Орленок» – на Черноморском побережье Кавказа, близ Туапсе, со своей общеобразовательной школой. Основа его работы – создание временного коллектива лагерной смены в процессе реализации социально значимых инициатив, «творческих дел» этого коллектива. Принципы «коммунарской методики» здесь разрабатывали в 1963–1966 гг. О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и др. См.: Российская педагогическая энциклопедия, т. 1, с. 457–458, автор О.С. Газман; о нем – там же, т.2,  с. 664.

При участии «Орленка», работающего со старшими пионерами как школа пионерского и комсомольского актива, – «коммунарское движение» развилось в особое направление деятельности пионерской организации страны, преимущественно в летних пионерлагерях.  В различных регионах СССР в 1975 г. действовало свыше 30 «коммунарских» объединений.  Регулярно проводились научно-методические сборы, «слеты коммунаров», на базе регионального опыта. С участием секции А.С. Макаренко Педагогического общества РСФСР 10- й коммунарский макаренковский слет проведен в 1974 г. в г. Белополье, Сумской области Украины, где прошло детство педагога-писателя. В условиях школы методику КТД стали использовать В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин и др.

В массовой школе, школьных пионерских организациях (где коллективная деятельность детей по существу регламентировалась «сверху», имела преимущественно агитационно-демонстрационный характер) «коммунарское движение» игнорировалось в течение 20 лет, вплоть до середины 80- х гг. С этого времени оно стало восприниматься в русле деятельности «педагогов-новаторов», как единственное авторитетное направление «педагогики сотрудничества» в области воспитания.

Со временем все более отчетливо определились недостатки «коллективных творческих дел»: их разрозненность и краткосрочность, неопределенность педагогических результатов, отсутствие стабильной хозяйственно-трудовой деятельности. В условиях школы практика КТД привела фактически лишь к совершенствованию традиционной «педагогики мероприятий», методики «внеклассной и внешкольной работы», деятельности в сфере досуга и отдыха, организации праздников, походов, конкурсов, игр и т.д.

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1964-1970гг)

Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments