sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1970-1975гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

1970-1975
Ослабление воспитательной функции школы
Практика воспитания в школе 1- й половины 70- х гг. претерпевала существенные изменения в сторону ее унификации, в связи с принятием в 1970 г.  «Устава средней общеобразовательной школы» (одобрен постановлением Совета Министров СССР 8 сентября).  В соответствии с приоритетом обучения в школе Устав определил урок как «основную организационную форму учебно-воспитательной работы в школе» ( М., 1970, с. 9; эта формулировка затем закреплена в статье 18 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об образовании», 1973 г.) До этого времени, с начала 30- х гг. урок рассматривался как основная организационная форма лишь учебной работы.

Мало что давала «профессиональная ориентация» на базе учебно-производственных комбинатов (УПК, с трудовой деятельностью преимущественно учебного характера) и организация эпизодического производительного труда (обычно в каникулярное время). На уровне отдельных примеров действовали учебные участки и цехи на предприятиях,  имеющие также главным образом цели трудового обучения и «профориентации».  Все эти меры становились малоэффективным дополнением к «школе учебы», которая не давала и не могла дать полноценного воспитания.

Не принесло ожидаемых результатов развитие системы внешкольных учреждений, расширение работы с детьми по месту жительства,  массовое распространение школьных групп «продленного дня».


          В.В. Кумарин
1971–1972 гг. относится возникновение еще одной полемики, инициированной В.В. Кумариным. По существу он выступил против советской «школы учебы»,  за расширение сферы собственно воспитания в школе, начал борьбу за углубленное понимание специфики воспитания, в его отличии от обучения.
Объектом резкой критики стала господствующая идея и практика построения первичного коллектива на основе учебной деятельности, в форме школьного класса.  В этой связи В.В. Кумарин показывал несостоятельность и ошибочность толкования в педагогике самой сущности коллектива, обратил внимание на игнорирование педагогикой важнейшей проблемы первичного коллектива. Такое положение он характеризовал как фундаментальное отступление от существа макаренковского наследия, непреодолимое препятствие его эффективной теоретической разработки и практического использования.

Суть своего понимания коллектива и его организационного оформления в деле воспитания В.В. Кумарин изложил в статье «Теория Макаренко и прогресс воспитания»  (Учит. газ., 18 марта 1971 г.). Его решение: воспитательный процесс в школе должен основываться на организации первичного коллектива в виде разновозрастного отряда по месту жительства, как это одно время делал А.С. Макаренко при работе в дореволюционной школе.  Последующая полемика Л.Ю. Гордина с В.В. Кумариным, их расхождение по линии:  первичный коллектив – учебный класс или первичный коллектив – отряд по месту жительства – имела, однако, нечто общее: игнорирование трудовой основы коллектива, определяющей всю системы воспитания в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Отброшенной оказалась идея построения в них первичного коллектива прежде всего по производственному принципу, как этого требовала логика жизнедеятельности макаренковской «педагогическо-хозяйственной коммуны».

Зарубежное макаренковедение «подперло» отечественное
Освоение макаренковского наследия за рубежом проходило на фоне спада интереса к нему в СССР в середине 50- х гг., фактического прекращения научно-исследовательской работы над ним и его критики, начавшейся в конце 60- х гг.

Зарубежные исследования Макаренко – это отдельная большая тема. Нас интересует в первую очередь макаренковедние в ФРГ.

В «Народном образовании» (1964, №12) помещена обстоятельная статья В.И. Малинина «В неправильном освещении», о работе над макаренковским наследием в ФРГ. В ней выделяется 2 периода: время «холодной войны», когда отношение к А.С. Макаренко являлось частью «открытой атаки на принципиальные основы советской педагогики», –  и время «разрядки международной напряженности», когда стала осознаваться «общечеловеческая ценность» его наследия.

Действительно, западные исследователи пытались отделить Макаренко от коммунистической идеологии.

Первый проведенный на Западе макаренковедческий симпозиум прошел в 1966 году. Реакции на  него со стороны СССР не последовало. Сложилось мнение, что макаренковедческие исследования в ФРГ — дело временное, не заслуживающее серьезного внимания, полностью враждебное в отношении СССР, советской педагогики и школы.

Между тем, исследования продолжались, и игнорировать это было невозможно.

«Учительская газета» 17 октября 1972 г. и 27 сентября 1973 г. опубликовала две статьи В.В. Кумарина о разработке макаренковского наследия в ФРГ. Позиция автора четко определена в наименовании второй статьи: «Фальсификаторы. Как в Марбурге создают «новый образ» А.С. Макаренко».

В статье дается краткая характеристика работ многих немецких авторов: Г. Нооля, Е. Хеймпель, Е. Блохмана, Г. Мебуса, Л. Адольфса, X. Виттига, Л. Фрезе, Г. Хиллига,  З.Вайтца, И. Бернит, Т. Глантца; публикаций в журнале «Католический воспитатель». Говорится, что в Марбургском университете за 7 предшествующих лет проведена большая работа: составлена интернациональная макаренковедческая библиография, выпущено 11  томов ученых записок о творчестве А.С. Макаренко, ведется работа над изданием его произведений в 20 томах. Впервые в советской печати сказано о младшем брате А.С. Макаренко, Виталии Семеновиче, но без упоминания фамилии, имени, отчества, как об «одном престарелом белоэмигранте», вышедшая в ФРГ в 1973 г. книга которого с воспоминаниями о дореволюционном периоде жизни А.С. Макаренко наполнена «антисоветскими измышлениями».

В октябре 1973 г. в Градец Кралове, на Педагогическом факультете прошла первая в странах Восточной Европы макаренковедческая конференция с международным участием. В апреле 1974 г. в университете г. Торунь состоялась первая в Польше макаренковедческая конференция с международным участием.

В условиях начавшейся в 70- х гг. «разрядки международной напряженности» развились контакты специалистов по А.С. Макаренко разных стран. Включение в общий научной оборот результатов зарубежных исследований, ряд проведенных в 70–80- х гг. международных макаренковедческих симпозиумов и конференций, личное знакомство специалистов разных стран, книжный обмен – все это стало началом формирования в этот период макаренковедения как специальной области научно-педагогического знания.

Поскольку зарубежным исследованиям наследия Макаренко надо было давать свой ответ, президиуму АПН СССР пришлось все же принять специальное решение: «О публикации и дальнейшей разработке трудов А.С. Макаренко» (март 1975 г.). Оно принято в ответ на макаренковедческие исследования в ФРГ.

В середине 70- х гг., в связи с признанием многими советскими педагогическими деятелями важности макаренковедческой работы в ФРГ, четко определились 2 центра в освоении и разработке наследия А.С. Макаренко: в СССР и ФРГ. Конкурируя друг с другом и вступая в конфронтацию, они в своей исследовательской деятельности стали качественно дополнять друг друга.

Зарубежное макаренковедение как бы подперло советское.

Однако, нежелание активизировать, поднять на качественно новый уровень освоение макаренковского наследия совпало с начавшейся в то время в СССР его критикой и дискредитацией.

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1975-1980гг)

Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments