sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1980-1985гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

1980-1985

«Педагогика сотрудничества»

C конца 70- х гг., в 80- х гг. в школе и педагогике, в печати и на телевидении широко развернулось движение «педагогики сотрудничества». Поставив во главу угла интеллектуальное развитие личности, – это движение активно способствовало вытеснению проблемы воспитания (в его отличии от обучения) из сферы общественно- педагогического сознания, творческой педагогической практики, всей системы педагогики и школы.  На первый план выдвинулась задача создания «гуманистической» педагогики свободного индивидуально-различного (практически социально-дифференцированного) развития личности. Проникнутые идей «прав и свобод человека» многочисленные телепередачи, художественные фильмы о школе, газетные и журнальные публикации стали органической частью идеологической подготовки слома советской общественной системы и осуществления либерально-демократических преобразований в конце 80–начале 90- х гг.

Школьная реформа. Разворот в сторону трудового воспитания

Летом 1983 г. принято решение о необходимости школьной реформы. Её проект начал широко обсуждаться в печати, общественных организациях. В августе 1983 г. вступил в действие Закон СССР « О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями», имеющий целью во всех сферах жизни страны укреплять «единство государственных, общественных и личных интересов», развивать принцип «ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого работника» (Правда, 19 июня 1983).

В педагогической теории и практике этот Закон должен был стимулировать совершенствование школы как единой трудовой организации. Но школа и педагогика продолжали оставаться в отстранении от назревших проблем и решений в сфере экономики, социально-гуманитарного развития страны. Незамеченным осталось и начавшееся в конце 1983 г. широкое распространение в промышленности и строительстве хозрасчётной (бригадной) формы организации труда.  Но поворот школы и педагогики к усилению роли производительного труда в воспитании и обучении назревал. Серьёзный аналитический материал появился в журнале «Наш со временник»,  №1, 2, 1982 г.: «Учение и труд», автор И.С. Синицын, – где показаны не только внушительные успехи начавшегося на рубеже 50–60- х гг. перехода отдельных школ на трудовую основу их педагогической деятельности, но и извращения идеи трудового воспитания в массовой школьной практике: засилие ручного труда, неорганизованность, «поденщина», механическая «отработка трудовой практики».

Назревшие социально-педагогические потребности выражал также А.Радов, в обширной статье «Дело для настоящих мужчин» (Советская Россия: 10, 11, 12 июня 1983 г.).  Апеллируя к опыту А.С.Макаренко, он показывал современный опыт: школы-интерната №64 (директор В.Е.Евдокимов, работа с V класса в одном из цехов промышленного предприятия), московского завода «Чайка», – обращая внимание на возникшие в их деятельности трудности и на негативные факты (развал московской школы-интерната №24 для «трудных» детей при ликвидации школьных производственных мастерских).

Журнал «Коммунист» в №9, 1983 г. напечатал статью «Главный ваятель личности –  труд» (автор – «коллективный корреспондент»:  ж. Коммунист и газ. Комсомольская правда ).  В статье межшкольный завод «Чайка» характеризуется как наилучший пример «включения подрастающего поколения в систему социалистических производственных отношений», образец воплощения педагогических взглядов и опыта А.С.Макаренко в современных условиях (с. 86, 88, 91).

В апреле 1984 г. началось осуществление «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (одобрены Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР). Исходный пункт этого документа – выдвижение на первый план в деятельности школы ее воспитательной функции. Нужно,  «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,  но прежде всего – как гражданин социалистического общества» (Народное образование,  1984,  №6).

Заложенная в реформе школы задача коренного улучшения подготовки молодого поколения к труду по существу возвращала педагогику и школу к «Закону об укреплении связи школы с жизнью» 1958 г. При этом опыт его реализации, недостатки в разработке его нормативно-правовой базы и научно-педагогических основ по существу не были учтены.
Реформой предусмотрено «включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный труд – труд настоящий, необходимый обществу». Вдвое увеличено время на трудовое обучение и общественно полезный, производительный труд, предусмотрена «ежегодная, трудовая практика» (при некотором сокращении летних каникул).  В старших классах введено обучение по наиболее массовым профессиям, с использованием рабочих мест непосредственно на производстве. Заявлено о снижении возрастных ограничений при допуске учащихся к самостоятельной работе по ряду профессий (в 16 лет).  У каждой школы должно быть «базовое предприятие»; его «трудовой коллектив включается в триаду: школа–семья –общественность. Поставлена задача «экономического воспитания».

Школа возвращена к 11-летнему сроку обучения, с переходом к обучению с 6 лет.  Отменена государственная статистическая отчетность школы по «проценту успеваемости». Отменено положение об учете среднего балла успеваемости абитуриента по школьному аттестату при поступлении в вуз.

Эти меры, однако, лишь несколько ослабили «процентоманию», так как другой главный критерий деятельности школы не был определен.  В «Основных направлениях реформы школы» упоминается А.С. Макаренко (наряду с Н.К. Крупской), но лишь в связи с необходимостью усиления ответственности, инициативы и самостоятельности «ученических коллективов».
Реформа объективно вела к актуализации основ наследия А.С. Макаренко, его установки на единство воспитания и жизни, укрепление целостности воспитательно-образовательного процесса, повышение общественного статуса школы.


Опыт Кумарина и дискуссии вокруг него

Значительное событие 1979–1982 гг. – полемика вокруг книги В.В. Кумарина «Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко» (изд. 1979 г.). Дискуссии предшествовали события, начавшиеся в 1975 г. на Украине: В.В. Кумариным был организован рассчитанный на 3 года опыт массового внедрения в школьную практику его трактовки воспитания (в отличии от обучения), путем построения первичного коллектива школьников по месту их жительству, в виде разновозрастных отрядов.
Им разработаны «Рекомендации» для школ: Теория А.С. Макаренко и современная школа (две брошюры).  При поддержке этого начинания руководством НИИ педагогики и Минпросом Украины в опыт включились 22 школы, создан совет директоров этих школ. Данный опыт поддержали сотрудники ряда педагогических институтов Украины, России, Белоруссии.
Принципиальные установки этого проекта отвергла действующая в НИИ общих проблем воспитания АПН Всесоюзная лаборатория «Коллектив и личность» (зав.  Л.И. Новикова).  В направленном в НИИ педагогики УССР анонимом письме проект В.В.Кумарина квалифицировался так: это «тенденция к опорочиванию» полностью оправдавшей себя системы «коллектив – учебный класс», попытка «подмены коммунистического воспитания теорией А.С. Макаренко», «идеологическая диверсия».

В январе 1976 г. Коллегия украинского Минпроса постановила прекратить начавшуюся опытную работу; «Рекомендации» из школ отозваны. Но в 11 школах эта работа продолжалась. Происходящее побудило В.В. Кумарина к созданию книги, вышедшей на Украине в 1979 г. (Дается по статье: Синицин И. Учение и труд. Статья вторая// Наш современник, 1988,  №2 с. 133–136. 156; в ней отмечается 3 взгляда на макаренковское наследие: это уже прошедшее, история; это современность, внедрено в школу; это предстоит сделать, в будущем – с. 130).

Вывод В.В. Кумарина о том, что в разработке основ теории и методики воспитательного коллектива советская педагогическая мысль, опираясь на учебный класс как первичный коллектив, пошла «не той дорогой, которую определенно указывал А.С. Макаренко»,  –  Л.Ю. Гордин назвал «абсурдом», как и его генеральную установку на воспитание путем массовой организации разновозрастных отрядов по месту жительства школьников.  Более развернутую характеристику книги В.В. Кумарина он дал в соавторстве с В.И. Ковалевским в статье «Теория коллектива в кривом зеркале» (Радянська школа, 1982,  №9). Здесь, далеко не согласуясь с макаренковским пониманием коллектива как социального явления, толкуя его расширительно (коллективом объявляется и партия, класс, нация), – авторы полемизируют с В.В. Кумариным (а фактически и с самим А.С. Макаренко)  относительно сущности коллектива. Возражают они и против трактовки обучения и воспитания в духе их «параллельности», что также является явным отступлением от макаренковского понимания.  Но они совершенно правы в критике В.В. Кумарина за отступление от трудовой сущности коллектива (вполне соглашаясь с позицией И.С. Синицина в статье «Учение и труд»), за попытку построения коллектива по жилищно-бытовому принципу.

Макаренковедение


СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ "ЭНТУЗИАСТ" (1981-1986)
70–80- х гг. распространились макаренковские студенческие объединения: руководители И.П. Иванов, Н.П. Царева, С.С. Нагавкина («коммунарское движение»),  К.М. Ширяева (Полтавский пединститут),  Я.Н.Левин (Таганрогский),  Е.Ф. Широкова (Барнаульский),  Л.И. Краева (Сыктывкарский университет),  Т.В.Мандрико (Лебедянское педучилище),  Р.В.Соколов (Москва, форпост им. С.Т.Шацкого, с привлечением студенческого педагогического отряда) и др. Такие объединения создавались и в школах, в пионерской и комсомольской работе.

Новый шаг в устранении специфики воспитания, при его «органическом единстве» с обучением в системе их «общих методов» сделал В.М. Коротов в учебном пособии: Общая методика учебно-воспитательного процесса ( М.: Просвещение, 1983). Поскольку «основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» (с.  51), в системе методов воспитания-обучения никак не представлен производительный труд (с. 61).

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1985-1990гг)
Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments