sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1985-1990гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

Переход к педагогике индивидуального развития и саморазвития личности

Завершить реформу школы планировалось в 1990 г. Но взятый уже в июне 1985 г. и сформированный в феврале 1986 г. новый курс социально-экономического развития страны вел к «перестройке» всех сфер государственной и общественной жизни, включая и начавшуюся реформу школы. Со статьей «Педагогика: необходимость перемен» в ж.  «Коммунист», 1987,  №17, выступил В.В. Кумарин.   1987 г. при Госкомитете по народному образованию (предс. Г.А.Ягодин) создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Базовая школа»  (инициатор и руководитель Э.Д.Днепров). Составленные им проекты «Концепции общего среднего образования» и «Положения о средней общеобразовательной школе»  одобрены Всесоюзным съездом работников народного образования в декабре 1988 г.

«Фактически во ВНИКе были разработаны альтернативные официально признанным в СССР концепции образования. Эти подходы были закреплены в Законе РФ об образовании (1992, 1995)», который устанавливал систему образования, удовлетворяющую потребностям либерально-демократических преобразований, иной общественно- политической системы (Росс. пед. энциклопедия, т. 2.  М., 1999, с. 587).

В «Концепции» поставлена задача преодолеть «приоритет воспитательной функции школы по отношению к обучающей», создать два «самостоятельных общественных института»: школа с ее общеобразовательной учебной функцией –  и клуб, различные добро- вольные клубные объединения с их «воспитательной работой», обеспечивающей индивидуальное «саморазвитие природных сил личности». Тем самым школа «освобождалась» от воспитания, устранялся «школоцентризм».

Труд исключен из перечня основных сфер жизнедеятельности человека и самоопределения личности; признается лишь «трудовое начало» в любой человеческой деятельности. В «развитии воспитания» утверждается также: реализм его целей, «личностная направленность», свобода выбора занятий, «совместная жизнедеятельность детей и взрослых», коллективистская направленность в соответствии с гуманистическими и демократическими принципами сотрудничества, самоуправления, работы на «производственно- трудовой основе».  Главная идея «Концепции» – «устремленность школы в жизнь», обеспечение «идеологии общественного обновления», направленной к коммунистическому идеалу: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Учит. газета, 23 авг.  1988 г., с. 3, кол. 3–5; с. 2, кол. 3,7).  В начале 90- х годов данная концепция в доработанном виде будет обозначена как «личностно-ориентированная педагогика», концепция «гуманистического, демократического образования».

25 августа 1988 г. «Учительская газета» в качестве альтернативы напечатала проект «Концепции общего среднего образования как базового в единой системе образования»,  составленный «рабочей группой АПН». Здесь проблема воспитания разрабатывается на основе организации социального опыта детей, в «школьном коллективе», путем «интеграции с социальной средой», в виде «социально-педагогических комплексов» и др. Стержневая идея документа – «восстановление ленинской модели социалистической школы».  К этому же ранее призывала статья Л. Радзиховского (там же, 14 июля 1988 г.), указывая на необходимость «слома школьной административно-командной системы», преодоления «сталинской социальной педагогики», которая продолжает «определять и сегодня многое в школе». Для воспитания в труде нужно в его организации «применять хозрасчет, частичную самоокупаемость, материальную заинтересованность».

В другой статье (там же 31 авг. 1988 г.)  А.Радзиховский «брежневскую педагогику»  объясняет как «сталинскую педагогику – 2».

Развернувшуюся в «Учительской газете» безоговорочную, полную поддержку «Концепции ВНИКа» и отрицание проекта АПН одобрила «Правда» в редакционной статье 1  сентября 1988 г.

Переход от «социально-воспитательной педагогики» к «педагогике индивидуального развития и саморазвития личности» в процессе обучения, по заложенной в природе индивида «программе», для «раскрытия» которой педагоги должны лишь создавать условия, –  показал О.С. Газман в статье в «Учительской газете» 19 декабря 1988 г.

Перестроечная критика Макаренко и его наследия

1988 г. приказ Министерства образования РСФСР обязал к началу 1989 г. во всех педагогических вузах 1- й и 2- й категории создать кафедры «теории и методики коммунистического воспитания».  Они созданы в ряде пединститутов (Кострома, Тамбов, Рязань, Барнаул, Горький, Новосибирск, Ставрополь, Омск и др.), но преимущественно как кафедры «теории и методики воспитания», «воспитательной работы», «педагогического мастерства», т.е. с игнорированием определения воспитания как «коммунистического».

Начавшееся в конце 1988 г. обострение внимания руководства страны к воспитанию молодежи совпадает с новой волной дискуссии об А.С. Макаренко. В конце юбилейного года «Учительская газета» (20 декабря 1988 г.) напечатала статью,  где А.С. Макаренко представлен как «выразитель идей сталинской педагогики». До этого защита А.С.Макаренко прозвучала в статье В.Меньшикова: Один существенный довод против, размышления о педагогике классической и «новаторской» (Народное образование,  1988,  №10).

В 1989 г. вышла отдельным изданием художественно-публицистическая повесть Ю.П. Азарова «Не подняться тебе, старик» ( М.: Мол. гвардия), содержащая выпады против А.С.Макаренко с позиций «гуманистической педагогики». Страницы из этой книги с редакционным текстом: Несколько вопросов автору книги – опубликовала «Комсомольская правда» (20 окт. 1989 г.) под общим заголовком: Перечитаем Макаренко? Из повести приводится суждение одного ее персонажа: «Макаренко вобрал в себя самое страшное,  что было в сталинской идеологии: нивелировка личности, отказ от интелигентных традиций русской, да и классической педагогики, отказ от идеала, каким был для всех времен и народов всесторонне и гармонически развитый человек»

А. Солженицин в произведении «Архипелаг Гулаг» (Новый мир, 1989,  №10, 33) связал деятельность А.С.Макаренко с политикой «лагерного исправления» неугодных советской власти.  Западноевропейский журнал для русских «Родники», 1989,  №1, напечатал статью Г.  Хиллига «Семь смертей А.С. Макаренко». Ее затем в этом году перепечатала газета «Учитель Узбекистана»; критический анализ статьи дала «Советская педагогика», 1989,  №11  (как рецензию на публикацию Г. Хиллига «Легенды смутного времени»).

Развернувшейся на материале макаренковского наследия дискуссии о «гуманистической» и «тоталитарной» педагогике способствовала публикация в «Народном образовании» (1989,  №8) статьи В.А.Сухомлинского «Идти вперед!» (ранее в сокращении была опубликована в «Лит. газете», 28 окт. 1970 г., под названием «Педагог-коллектив- личность»).  В качестве комментариев к ней здесь же даны две статьи: Кумарин В. Вперед… к Макаренко; Турбовской Я. Диалог через двадцать лет.

Опубликованная полностью статья В.А. Сухомлинского показывает, что она направлена против эпигонства, цитатничества, догматического «выпячивания социологического элемента» в макаренковском наследии, против его «механического переноса» в новые условия и превращения А.С. Макаренко в «икону». Говорилось, что творческий подход к нему не может «снижать роль всего безусловно ценного и непреходящего, что есть в его педагогической системе», «не означает низвергать, менять общую целенаправленность коммунистического воспитания».  А.С. Макаренко «своим опытом доказал, что советская педагогика – самая человечная педагогика… Для меня он не только образец, а мой друг,  соратник в борьбе за человека» (с. 70–72; см. также: Малинин В.И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд// Советская педагогика, 1990,  №3).

С.Соловейчик в очерке «История воспитательной катастрофы» (Новое время, 1989,  №45) характеризует макаренковскую позицию в области социально-гуманитарного знания и воспитания как «путь к свободе и развитию».  А.А. Фролов подготовил статью «Историческая преемственность и новаторство в педагогическом творчестве А.С.Макаренко»; она отклонена редакцией ж. «Коммунист» (апрель 1989 г.).

Критику взглядов А.С.Макаренко содержала статья: Ильин Е., Муриков Г. Проблема ценностей (Ленинградская панорама, 1989,  №2). «Учительская газета» 19 октября 1989 г.  напечатала: Баранов В. Свобода и дисциплина, или «Эксперимент мирового значения» (об А.М. Горьком и А.С. Макаренко, критический анализ времени их жизни и деятельности).

В начале 1990 г. «Учительская газета» опубликовала статью Г. Хиллига «Сталинистские грехи Макаренко» ( №5, янв.), затем подборку «Перечитываем Макаренко» ( №7,  февр.).  В подборку вошли защищающие А.С. Макаренко статьи Г. Паперной и Ю. Львовой, И. Славновой, А. Новикова, бывшего коммунара-дзержинца И. Ветрова.

В ходе дискуссии в 1990 г. сделаны публикации: Хиллиг Г. Макаренко и НКВД (Советская педагогика, №9, с рецензией В.А. Ширяева); Кумарин В. Пятна на солнце (Учит.  газета, №5, янв.); Бейлинсон В. Макаренко: вновь кипят страсти (Педагогический вестник,  №2, март); Шаповалов Ю. Прощай, страна коммуния.

А. Василевский: « В детских колониях до сих пор применяются те методы Макаренко, которые делают ставку на авторитет коллектива в ущерб достоинству отдельной личности, ...на то, что по сути есть казарменная педагогика, детский ГУЛАГ» (Известия, №339, дек. 1990 г.).
В ж. «Юность»,  №6, 1990 г., появилось карикатурное изображение « А.С. Макаренко и дети» (художник Д. Канторов, цветная вкладка, без текста), где он представлен человеком с маленькой головой, в гимнастерке и широченных галифе, подгоняющим хлыстом двух съежившихся малышек.

В 1990 г. в ж. «Континент» (дир. издания В.Максимов, Париж, рус. яз.)  №65 появилась статья Г. Хиллига об А.С. Макаренко: Царапины на образце «святого». Под этим названием она напечатана в СССР в «Наставнической газете», г. Минск, 10  и 14 марта 1990г.

Коллективное творческое воспитание Иванова

В 1987 г. вышла книга С.Л. Соловейчика «Жизнь Иванова» (Игоря Петровича; предварительно публиковалась в 6 номерах «Учительской газеты» в конце марта–начале апреля 1987 г.).  В начале декабря этого года в Ленинграде на базе СПТУ-77 прошел семинар «Методика И.П. Иванова – развитие идей и опыта А.С. Макаренко» (организаторы И.Д.  Аванесян, Л.С. Нагавкина, Н.П. Царева, Е.В. Титова и др.).  В нем участвовало более 300  человек, из разных регионов страны, видные деятели образования: В.Ф. Матвеев (гл.  ред. «Учительской газеты»),  В. Хилтунен (корреспондент «Комсомольской правды»),  О.С. Газман, А.Н. Тубельский и др.  Тема «коммунарского воспитания» стала постоянной на страницах «Учительской газеты». АПН, Комитет по образованию, ЦК ВЛКСМ поддержали выдвинутую на прошедшем семинаре идею создания Центра по изучению и распространению «педагогики коллективной творческой жизни – педагогики общей заботы». Дальнейшие «перестроечные»  мероприятия в системе образования свели эту идею на нет.

В январе 1989 г. И.П. Иванов избран действительным членом АПН. По инициативе Н.П. Царевой в Ленинградском пединститут им. А.И. Герцена стали действовать (на ком- мерческой основе) Всесоюзные курсы по изучению и применению теории «коллективного творческого воспитания», «коммунарской методики» (рук. Г.И. Чекмарева).  В 1990 г. кур- сы прошли более 500 учителей, школьных организаторов воспитательной работы из 10  регионов страны.  О работе этих курсов Н.П. Царева говорила: «Мы стремимся построить работу на них таким образом, чтобы уйти от традиционных форм вузовского обучения, потому что идеи И.П. Иванова – это такие идеи, которые позволяют создать иной образ жизни, иную жиз- ненную позицию, а это сделать обычными лекционными и практическими занятиями не- возможно» (Иванова Л.А. Будущее в настоящем – жизнь и творчество И.П. Иванова. С.- Петербург, 1998, с. 192).

Макаренковедение

Проведенный в октябре 1986 г. в г. Челябинске областной семинар директоров средних школ и профтехучилищ, на котором с ведущим докладом о внедрении идей А.С. Макаренко в современную педагогическую практику выступил В.В. Кумарин, – положил начало созданию еще одной базы освоения и разработки макаренковского наследия,  в широком масштабе, в Челябинской области. Инициатор этого опыта – недавно созданная Лаборатория А.С. Макаренко Челябинского института усовершенствования учителей;  заведующий лабораторией В.М. Опалихин.  Опираясь на успешное педагогическое творчество ряда школ и ПТУ Челябинской области в ходе школьной реформы и общественно-политической «перестройки», лаборатория пошла по пути развития в них производительного труда, хозяйственной самостоятельности, самоуправления, работы по месту жительства школьников в форме разновозрастных отрядов.

Мероприятия 100-летия со дня рождения А.С.Макаренко проходили при «глухой оппозиции» значительной части работников просвещения, культуры, академической науки, их руководства. В статье В.Хилтунена «Наследство до востребования. Неюбилейные размышления о судьбе педагогических идей Макаренко» (Комс.  правда, 13 марта 1988 г.) обобщены отклики на опубликованную им ранее там же статью «Откройте Макаренко!».
В негативных откликах превалирует политическая направленность: отожествление его наследия с репрессиями 30- х гг. и с педагогическим авторитаризмом; скептицизм в отношении социально-гуманитарного идеала, который положен в основу советского общества и его системы воспитания.
Материалы заседания «делового клуба» проведенного в редакции газеты «Советская культура», опубликованы в ней под названием: «Обвиняется» Макаренко Антон Семенович (6 февр. 1988 г.). Заседание клуба вела Е. Иллеш; А.С. Макаренко так или иначе «оправдывали» М. Виноградова, Б. Хандрос, А. Фролов, В. Слободчиков, В. Сериков, А. Калабалин, Л. Новикова и др., – при отсутствии у кого-либо из них явного непринятия его идей и практики.
Юбилей стимулировал начало контактов с Г. Хиллигом, одним из ведущих представителей западногерманского макаренковедения, что затем активизировало дискуссию об А.С. Макаренко, в основном общественно-политического характера. 17 марта 1988 г.  «Учительская газета» поместила информацию: Б. Волков. Гость редакции: доктор Г. Хиллиг. Впервые появился печатный материал о В.С. Макаренко, младшем брате А.С. Макаренко, эмигранте с 1920 г.: Викторов Б. Фотографии из биографии (Учит. газ.,  12 марта 1988г.).

Чествование А.С.Макаренко проходило с большим размахом. Посвященное его 100- летнему юбилею торжественное собрание общественности состоялось 15 марта 1988 г. в Москве, Колонном зале Дома Союзов. На нем высшее партийное и государственное руководство представляли: Е.К. Лигачев, В.И. Воротников, М.А. Орлик. От АПН СССР и Союза писателей СССР выступили: И.Д. Зверев, А.Г. Алексин. Выступили также бывший коммунар-дзержинец И.И. Панов, из Чехословакии Л. Пеха, директора носящих имя А.С. Макаренко школы №656 г. Москвы В.С. Николаева и ПТУ В.Н. Назаров.
Вел заседание Г.А. Ягодин. Каких-либо награждений, поощрений практиков и ученых, успешно осваивающих макаренковское наследие, от руководства РСФСР и российского Минпроса к юбилею не последовало.

В конце июня 1989 г. Президиум АПН предпринял попытку включиться в организацию макаренковедческой работы. Он принял постановление о создании «в рамках АПН»  Научно-практического центра «Учитель», «лаборатории А.С. Макаренко и международной ассоциации макаренковедов», на базе Полтавского пединститута (предложение об этом внес И.А. Зязюн). Группе в составе В.В. Давыдова, В.Г. Разумовского и И.А. Зязюна предписано в 3-недельный срок внести соответствующие предложение. (По созданию указанной лаборатории и ассоциации затем в АПН практически ничего не было сделано).

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1990-2000гг)

Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments