sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1990-2000гг

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)".

Обреченная борьба за советское образование

В октябре 1990 г. состоялась Всесоюзная конференция «Общеобразовательная школа:  социально-экономические аспекты развития» (г. Краснодар, организована Госкомитетом СССР по народному образованию, «Учит. газетой» и Московским педагогическим университетом им. В.И. Ленина).  На конференции обсужден многообразный опыт самостоятельного хозяйствования школ: ученических бригад разного типа и школьных производственных кооперативов Краснодарского края, школ г. Армавира, Дзержинского района г. Ярославля, Первомайского района г. Москвы, Одесской, Новосибирской и других областей. Выработанные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы хозяйствования, финансирования школ направлены для согласования в Госплан, Министерство финансов СССР и ВЦСПС.

В августе 1990 г. по поручению Всероссийской конференции движения за трудовую школу А.И. Новиков, Б.П. Никитин, И.А. Платонова, И.С. Синицин обратились в ЦК КПСС с письмом «Устранить трагическую ошибку партии в воспитании», с обоснованием необходимости «восстановления производительного труда и опыта социальной ответственности в школе», следуя примеру А.С. Макаренко. (Опубликовано: Народное образование, 2005,  №6).

Вскоре оказалось, что в обществе укрепляется противоположная тенденция – установка на устранение воспитательной функции образования, вместе с исключением этой функции из области искусства и культуры. Такими стали представляться условия для свободного развития личности, ее индивидуальности, природных и творческих сил. Воспитание «растворялось» в сфере информации, в образовании-обучении. Эта мнимая «отмена»  воспитания (в действительности его трансформация) вызвала множество протестных публикаций, но они остались без последствий.

Попытка Ю.П. Сокольникова организовать в 1990 г. на страницах «Советской педагогики» дискуссию о воспитании оказалась безуспешной. (Он затем предпринимал такие попытки в 1991, 1992, 1994 гг., с таким же результатом.)

Новый закон об образовании

Зам. министра образования А. Тюков высказался со всей определенностью: «Личность через коллектив воспитать нельзя... Личность всегда борется с коллективом и таким образом утверждает себя. Гуманно ли навязывать детям те формы общения, которые противоестественны их природе? Гуманно ли навязывать им идеалы? Их человек должен находить для себя сам» (Гуманизация современной общеобразовательной школы, январь,  1991 г.).

А. Денисов: «...Когда я думаю о том, что у нас целые поколения воспитывались … по системе Макаренко, предназначенной для заключенных, меня ужас берет. И мы ее подавали как передовую систему воспитания!» (Собеседник, 1991,  №20).

Резко негативное отношение к А.С.Макаренко появилось в печати вскоре после августовских событий 1991 г. в Москве, положивших начало смене государственного строя в стране.  «Учительская газета»,  №42 (окт. 1991) по общим заголовком «Кто же он, Антон Макаренко?» напечатала статьи В. Жукова «Драма... востребованности?»  и Г. Хиллига «Неизвестный Макаренко» (сокращенный вариант его статьи «Царапины на образе «выдающегося педагога»).

Дискуссия об А.С. Макаренко возобновилась с новой силой осенью 1992 г., хотя тогда исчезал уже сам предмет спора – воспитание. Закон «Об образовании» 1992 г. по существу вывел воспитание за рамки деятельности системы образования.

Закон РФ «Об образовании» 1992 г. устранил воспитание из системы народного образования, завершая тем самым свойственную советской педагогической науке и практике тенденцию его умаления и отождествления с обучением.  Лозунгами дня стали: «Школа не воспитывает!» ( Э.Д. Днепров), «Законы государства в области воспитания заканчиваются перед оградой средней школы» ( И.Д. Зверев).

Производительный труд исключен из школы как необходимый элемент ее жизнедеятельности.  Сформировался «идеальный» вариант «школы учебы». Укрепилась элитарность общего образования, его академическая и специализированная направленность, социальная дифференциация. Основой становления личности стал процесс ее социализации, непосредственное влияние многообразных факторов социальной среды на уклад жизни школы (главный фактор школьного воспитания). Произошло «разгосударствление» системы образования. В русле «деполитизации» и «деидеологизации» началась коренная перестройка социально-гуманитарных основ образования.  Все это определило его «гуманизацию», где ведущее место заняла индивидуализация образования.

В начале 1996 г. бурно нарастающие негативные явления среди учащейся молодежи и требования общественности побудили к принятию Закона « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»».  В преамбуле к нему определено: «Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…», – т.е. ясно обозначены приоритет воспитания и его социальная значимость. Этот принцип приоритетности не реализован в общей системе данного Закона, остался на уровне декларации.

Соответствующая трансформация произошла и в системе подготовки педагогических кадров. Преподавание педагогики как науки сменилось изучением сферы «образования», с выделением 2 частей: «философия образования» (теоретическое обоснование установленной системы образования, практики школы) и «педагогические технологии» (практические разработки, преимущественно дидактические). Исчезло определение образования как «народного», прежде всего в наименовании: Министерство образования. Но сохранились наименования журналов «Народное образование», «Педагогика» (без слова «советская»).  В середине 90- х гг. ученым-педагогам удалось отстоять преподавание курса «Педагогика»  в вузах по подготовке учителей.

Поношения Макаренко и попытки оправдать Макаренко его «антисоветскостью»

Личностно-ориентированная» педагогика в своем утверждении в 1992 г. в качестве новой официальной доктрины образования оказалась перед необходимостью окончательно определиться в отношении А.С. Макаренко, «Его идеи глубоко вошли в плоть и кровь каждого человека нашей страны, каждой семьи» ( Ю. Азаров – газ. «Труд», 17 окт. 1992 г.). Появилась возможность полной «демакаренкизации»  педагогики и школы, и уже без апелляции к В.А. Сухомлинскому. В столкновении с социально-личностной, жизненно-ориентированной, оптимистической педагогикой А.С. Макаренко отрицание гуманизма в основах его наследия достигло крайних пределов идеологической предвзятости и грубой политизации. Конъюнктурный подход захватил и некоторых влиятельных приверженцев макаренковского творчества.

В.В Кумарин в полемике со статьями В. Жукова и Г. Хиллига в «Учительской газете»  №42, октябрь 1991 г., квалифицировал их содержание как «охоту на Макаренко», его «шельмование», грубую «подтасовку фактов» (Охота продолжается. Как отливаются пули// Педагогический вестник, №5, март 1992 г.). При этом он решительно порвал какую- либо позитивную связь макаренковского наследия с советской действительностью, определяя ее лишь «кострами большевистской инквизиции», «большевистским тоталитаризмом» и т.д.

Макаренковедческую полемику активизировала газета «Труд».  В ней 17 октября 1992  г. появилась статья Ю.П. Азарова «Великий педагог ГУЛАГа. Макаренко и сталинизм».  Ее вывод: «…Учение Макаренко о коллективе, его семейная педагогика основаны на лжи,  на жестоком авторитаризме…». Он «служил ГПУ и НКВД», это «нквдэшный подвижник».  Его идеи солидарности, долга, труда как нравственных категорий «вредны, опасны и безнравственны», это «всегда насилие и нивелировка личности».  Таким образом, Ю.П. Азаров предварял выход в свет в 1993 г. его книги «Семейная педагогика» (изд. еженедельника «Аргументы и факты») с параграфом «Макаренко и сталинизм, апологетика тоталитаризма, истоки тоталитарного воспитания».

Спор об А.С. Макаренко в 1993 г. развернулся в основном на страницах газеты «Педагогический вестник». Это статьи в №3: Кумарин В. Не там ищите, коллега Азаров (говорится, что «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», как и «Тихий Дон», «Поднятая целина», – «антисоветские произведения»).

В №4 – статья Ю. Азарова «Моя педагогика любви и свободы», в связи с изданием в 1994 г. его книги «Педагогика любви и свободы».  В рецензии на нее О. Щелов (Пед. вестник, 1995,  №3) пишет: автор очень хорошо смог «разобраться в просчетах педагогики Луначарского, Крупской, Макаренко и их последователей, широко используя творчество выдающихся русских мыслителей (Достоевского, Бердяева, Ильина и многих других).

Педагогическом вестнике», 1996,  №8, редакция «положила начало обсуждению злободневных вопросов творческого использования в современных условиях идей и опыта великого педагога Антона Семеновича Макаренко». .. Сейчас, когда в детдомах и колониях для малолетних правонарушителей находится около миллиона детей, трудно переоценить возможности наследия А.С. Макаренко, его использования и в школьных условиях».
Под общим заголовком «Творческая перекличка» в газете даны материалы: Стурова М. Пророк в своем отечестве (с фрагментами воспоминаний 4 воспитанников А.С. Макаренко и с крайне односторонним определением: его система «создана вопреки, а не благодаря официальной педагогической доктрине его времени»).

Народное образование: №2 – статья В.В. Кумарина «Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики»; в ней А.С. Макаренко представляется последователем не «махрового социологизаторства», «школы-ГУЛАГа», а «природосообразной педагогики»  и идей М. Штирнера (основателя анархического индивидуализма –  А.Ф.), «оборотистым нэпманом»;  №4 – он же: Антон Макаренко – советский педагог? (к 110- й годовщине со дня его рождения): он «ничего общего не имеет с идеологией социализма и коммунизма,  советской педагогикой»; «антисоветская сущность его воспитательной теории»; советско- социалистическая фразеология – его «дымовая завеса»; там же: Мурашов А. Риторические принципы А.С. Макаренко (его воспитательная сила слова);

В «Комсомольской правде», 1998, 11 марта (накануне дня рождения А.С. Макаренко) в рубрике «От Макаренко до Чикотило – один шаг?» статья С. Рыкова «Портрет явления…».  В ней говорится: «Даже простой текстуальный анализ его произведений позволяет с высокой вероятностью заподозрить, что в колониях и «шкидовках», где начальствовал педагог и писатель, педофилия была одним из главных движений «социалистических методов» перевоспитания».  По этому поводу В. Марочко (Киев) вскоре сообщил заинтересованным лицам: «Это волна из США. Там эмигрант Парамонов дал такой материал в «желтой» прессе, что вызвало возмущение проживающих в США русских, они хотят суда над ним».

Макаренковедение

Вся эта весьма неблагоприятная для наследия А.С. Макаренко социально-педагогическая ситуация породила качественно новое направление его освоения и разработки.

После поражения «советско-социалистической» системы в СССР, когда были устранены препятствия в международном научном сотрудничестве, – макаренковедческая работа приобрела новые возможности ее обогащения историческим и современным педагогическим зарубежным опытом.  Утрата фактора борьбы двух идеологий, игравшего в прошлом немалую роль и в западном макаренковедении, привела к постепенному ослаблению макаренковедческой работы в странах Запада. Аналогичная ситуация возникла и в связи с общественно- политической переориентацией стран Восточной Европы.

В Полтаве, Государственном музее-заповеднике А.С.Макаренко, затем в Полтавском пединституте 23–26 сентября 1991 г. прошла учредительная конференция Международной макаренковской ассоциации (ММА), несмотря на тревожную остановку в стране в связи с «августовским путчем» в Москве.  В работе конференции участвовали специалисты из Дании, ГДР, Китая, Польши,  США, ФРГ, Франции, Чехословакии – 19 человек; педагоги из Белорусской, Казахской,  Молдавской, Российской, Украинской республик СССР. Заявили о своем участии, но не смогли приехать на конференцию специалисты из Болгарии, Венгрии, Канады, Финляндии, Азербайджанской республики СССР.

1992–2004 гг. одним из главных направлений в овладении макаренковской концепцией педагогики и воспитания стали почти ежегодные макаренковедческие конференции с международным участием.

В марте 1992 г. на базе Нижегородского государственного педагогического института прошла конференция «Наследие А.С. Макаренко и современные преобразования в педагогической теории и практике».  В ее работе приняли участие более 100 человек, в том числе более 50 иногородних, работники пединститутов и педучилищ, Российской академии образования, институтов усовершенствования учителей, школ и ПТУ, учреждений МВД для несовершеннолетних, специалисты из России, Украины, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана, а также Германии ( Г. Хиллиг).  В итоговом документе конференции отражена «необходимость перехода на более высокий, теоретико-методологической уровень разработки макаренковского наследия».
Отмечается опасность «распространения стихийности, индивидуализма и меркантильности в образовании», попыток «изъять» воспитание из педагогической теории и практики, грубо исказить советский период их развития, «отменить» творческий вклад А.С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику.

Примечание

Несмотря на очень сложное положение макаренковедения в 80х и 90х годах, были публикации макаренковедов, были защищенные диссертации, связанные с педагогикой Макаренко. Было много публикаций в педагогических изданиях, которые описывали успешный опытов использования наработок Макаренко в различных школах-хозяйствах и детских домах. Макаренко в этом плане никогда не был забыт и заброшен.

Дворовая педагогика Р.В. Соколова, детский дом Католикова, ученические производственны бригады Ставропольского края, опыт В.Р. Попова (детские и молодежные организации в Ленинградской области) и многое другое указано в книге А.А. Фролова «А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)».

Все это было, и все это важно. Я не буду подробно на этом останавливаться, потому что эти статьи обзорные. Просто зафиксируем, что несмотря на серьезный разрыв государства и официальной педагогики с наследием Макаренко, были и есть практики, которые это наследие применяли.

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 2000г и далее)
Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments