sergeyt81 (sergeyt81) wrote,
sergeyt81
sergeyt81

Categories:

Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 2000г и далее

Воспитание

Правительство Российской Федерации в феврале 2001 г. приняло постановление: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» – первое с 1991 г. правительственное постановление, касающееся воспитания. Однако оно не стало значительным общественным событием, не получило должной финансовой поддержки. Министерство образования разработало соответствующую «подпрограмму» и «Мероприятия» по ее реализации (Воспитание школьников, 2002,  №4), в духе принятых ранее программ развития личности.

Впоследствии были разработаны и приняты аналогичные государственные программы на 2006–2010 и 2011–2015 годы.

В декабре 2001 г. Правительством РФ одобрена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Народное образование, 2001,  №4).  В ней нет раздела или рубрики, специально относящихся к воспитанию.

2002 г. Министерством образования Российской Федерации принят важный для воспитания учащихся, укрепления его связи с жизнью документ: «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени образования».  В №2  «Народного образования» напечатан (фрагментарно) проект министерской «Программы развития воспитания в системе образования на 2002–2004 гг.», с акцентом на создание «благоприятной воспитательной среды, целостной воспитательной системы».  Поставлена задача: в 2003–2004 гг. во всех школах, профессиональных училищах создать органы ученического самоуправления. Решается вопрос о том, чтобы эти учреждения могли иметь счета в банках.


      И. Медведева, Т.Шишова
В «Воспитании школьников»,  №7, 2003, И. Медведова, Т. Шишова на основе анализа публикаций с педагогическими рекомендациями родителям показали масштабное действие современной «педагогики попустительства»: чтобы не прослыть «отсталыми», родители должны всегда быть «на стороне ребенка», принимать его таким, как есть, никаких запретов и т.д. Добродетели ставятся в ряд пороков, внушается: ни с кого не брать пример,  ни от чего не волноваться, ничего не осуждать и т.д. В «Народном образовании» №9, 2003,  Д. Мехонцева констатирует: отброшено положение о том, что в воспитании важнейшее –  «овладение системой идеалов».

Министерством образования разработан проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» (Учит. газета, 25 мая 2004  г.), для утверждения Правительством России. «…Состояние институтов воспитания и детской среды продолжает оставаться проблемой по всем показателям...… Семья не обеспечивает полноценного воспитания детей...… Ежегодно в последние 5 лет в органы внутренних дел доставляется свыше 1 миллиона несовершеннолетних…...  В 90-е гг. существенно ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой ин- формации, литературы и искусства».

Примечание: к сожалению, подобные формулировки нужно рассматривать не только в контексте диагностики проблемы, связанной с кризисом воспитания. Дело в том, что с начала 2000х в России начинает нарастать влияние западного ювенального лобби. Вместо того, чтобы повышать культуру и возвращать воспитание в школы, ювенальное лобби предлагает другое решение – грубое вмешательство государства в дела семьи, тотальный контроль, изъятие детей из семьи внесудебными ювенальными органами и др.
Попытки внедрения в российское законодательство норм западной ювенальной юстиции  предпринимались неоднократно. Активное противодействие этому процессу оказывали родительские организации (АРКС и др.), а с 2012 активно подключилась общественная организация «Суть времени». В 2013 году была создана всероссийская родительская организация РВС, одна из главных задач которой – защита родителей и детей от злоупотреблений со стороны чиновников и органов опеки.

В 2004 опубликовано открытое письмо Президенту России «Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании», подписано: А. Кушнир – главный редактор, коллектив редакции «Народное образование» (о «продуктивной занятости детей и молодежи», их производственном труде, «школах-хозяйствах макаренковского типа» (с. 7–12).  В качестве приложения дается направленное в ЦК КПСС в августе 1990 г. письмо «Устранить трагическую ошибку партии в воспитании», подписанное А.И. Новиковым, Б.П. Никитиным,  И.А. Платоновой, И.С. Синициным по поручению Всесоюзной конференции движения за трудовые школы.

С 2011 года Россия взяла курс на ликвидацию подавляющего большинства детских домов, заменой их на воспитание сирот в фостерных семьях.

Новый закон об образовании, принятый 29 декабря 2012 года, переводит образование в разряд услуг. Создается рынок образовательных услуг по правилам, предусмотренным в законе. Закон запускает процесс коммерциализации российского образования.  Соответственно, учитель становится поставщиком образовательных услуг, еще более отчуждается воспитательная функция учителя.

Отношение к Макаренко

Во 2- м издании «Истории педагогики и образования» (под. ред. А.И. Пискунова, М.,  2001), как и в 1- м издании, педагогическая деятельность А.С. Макаренко представлена в критическом отношении к его «канонизации». Воспитание через коллектив – это воспитание «человека-конформиста», «прежде всего в интересах общества», на идее «чудодейственной силы труда», без должного внимания к «внутреннему миру личности»,  «…использовались очевидная муштра и формы организации жизни воспитанников, которые нельзя распространять на массовую школу».

В целом поношений Макаренко становится меньше, теперь его предпочитают игнорировать.

В 2005 на экранах появляется документальный фильм "Семейная тайна Антона Макаренко", в котором Макаренко отчуждается от советской эпохи. Сразу же после начала зрителю объявляется, что Макаренко в 1939, якобы, хотели арестовать, и что только смерть спасла Антона Семеновича от ареста. Т.е. озвучивается версия «несоветский Макаренко».

Версия ареста – крайне сомнительная, если внимательно рассмотреть все факты. Однако, именно такой взгляд на Макаренко транслируется российским телевидением в тех редких случаях, когда о Макаренко вспоминают.

Поиск православных корней педагогики Макаренко

Относительно новым явлением можно считать исследование православных корней педагогики Макаренко.

В начале марта 2004 г. в Екатеринбурге состоялись 1-е студенческие педагогические чтения, посвященные наследию А.С. Макаренко и 25-летию Российского гос. профессионально-педагогического университета (дир. А.И. Ткаченко). Чтения организованы кафедрой социальной педагогики и психологии этого университета (зав. Н.Г. Санникова) и кафедрой теологии (зав. В.М. Князев); материалы опубликованы: Екатеринбург, 2004.
Доклады преподавателей: Макаренковское наследие и современная отечественная педагогика ( Н.Г. Санникова);  А.С. Макаренко и ценности христианской культуры ( В.М Князев); Христианские интуиции в педагогическом поиске А.С. Макаренко ( В.А. Нечаев).  Студенческие доклады (всего 16): Что мы знаем о Макаренко, Изучаем Макаренко, Принципы и стиль управления в его опыте, Роль традиций, Самоуправление, Личностная ориентированность педагогической системы, Трудные дети, Проблемы воспитания в современных детских колониях, Макаренковское творчество в контексте православной педагогики, христианской антропологии.

В 2008 выходит статья  «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения» Н.В. Соколова, Р.В. Соколов.

Ежегодный конкурс имени Макаренко

В 2002 г. положено начало качественно новому этапу в освоении и разработке наследия А.С. Макаренко, его жизненно-ориентированной педагогической концепции, идеи хозяйственно-трудовой основы воспитания в коллективе. «Народное образование» в №4, 5  опубликовало проект Положения о международном конкурсе имени А.С. Макаренко, «в ознаменование 115- й годовщины со дня рождения великого педагога XX столетия, в память о нем», с перспективой сделать этот Конкурс школ с производительным трудом ежегодным

В разосланном ранее по отдельным адресам Обращении к читателям в связи с Конкурсом главный редактор журнала А.М. Кушнир сказал: современное реформирование школы свелось к задаче «натаскивания на поступление в вуз»; нет установки массовой школы на главное – «выпускать в жизнь человека предприимчивого и ответственного».  «Эта задача невыполнима без превращения школы в производственное продуктивное пространство». Это не пресловутое «трудовое воспитание», ... а настоящее производство макаренковского типа». Необходимо понять разницу между «школой ума» и «школой характера».

Конкурс имени Макаренко стал ежегодным.  Благодаря конкурсу, увеличилось число публикаций, описывающих успешный опыт школ-хозяств.
А.А. Фролов пишет: многие «макаренковеды» и «макаренколюбы» с большим трудом стали осознавать этот конкурс как принципиально новое, современное направление развития макаренковедения, в его связи с новым социально-педагогическим явлением – изменением самого типа школы.

В Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования 1–5 апреля 2003 г. прошел I Конкурс им. А.С. Макаренко школ России с развитой хозяйственно-производственной деятельностью. Он совмещен с международной конференцией «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства» и с чествованием: «Старейший журнал России. 200-летие журнала «Народное образование». Участвовали представители из России, Украины, Беларуси, Италии, Вьетнама.  Предварительная информация об этом дана в «Народном образовании», 2003,  №2, с подчеркиванием «проблемы труда как универсального инструмента воспитания, организации внебюджетной хозяйственной деятельности образовательных учреждений в современных условиях», а также «результатов новых исследований в макаренковедении» (с.  183).
Это мероприятие поддержали Комитет по образованию и науке Федерального собрания РФ, Аграрная партия России, Министерство образования РФ, Московский университет потребительской кооперации. Участники мероприятия –  около 150 человек.

Другие события

В июне 2002 г. начала работу лаборатория (на общественных началах) « А.С. Макаренко и современная педагогика» в Волгоградском гос. институте повышения квалификации работников образования (зав. Л.И. Гриценко).  В Челябинске прошел Всероссийский слет студенческих, молодежных педагогических отрядов.

В апреле 2003 г. в Нижегородском гос. педагогическом университете начала действовать исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» (с конца 2008 г. – «Социальная педагогика А.С.Макаренко»), в составе 3-х сотрудников, по 0,5 ставки (А.А.Фролов,  Г.Н.Козлова, Е.Ю.Илалтдинова; с осени 2008 г. С.И.Аксенов). С 2002 г. в Волгоградском гос. институте повышения квалификации работников образования работает на общественных началах лаборатория по распространению и практическому использованию макаренковского наследия (рук. Л.И. Гриценко), ориентированная в основном на нынешнюю «школу учебы».

В январе 2008 г. в Федеральном институте развития образования (Москва) прошел интернет-симпозиум «Современный А.С.Макаренко:  методология, теория и практика педагогики», с участием 10 докторов наук, 22 специалистов из России, Украины, Польши, Чехии, Франции, Германии.
В октябре 2008 г. в ФИРО, Центре «Человеческий и социальный капитал» (рук.  М.Б.Зыков) открыт отдел «Капитализация человеческого и социального потенциала и изучение творческого наследия А.С.Макаренко» (ведущие науч. сотрудники А.А.Фролов, С.С.Невская, по совместительству, по 0,5 ставки).

Важным и многообещающим событием стал выпуск в 2008 г.  периодического издания, альманаха «Макаренко» (М., Народное образование, гл. ред. А.М.Кушнир). До 2013 года вышло 9 выпусков альманаха.

Примечание: основным источником для статей цикла является книга А.А. Фролова «А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)».
Однако, в ней описаны события лишь до 2005 года. Поэтому, статья дополнена другими доступными материалами.

Со временем, это  статья может быть дополнена.

(продолжение: Заключение)
Tags: макаренко, макаренковедение
Subscribe

  • День рождения Макаренко

    Сегодня советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко исполнилось 128 лет. Антон Семенович без преувеличения, один из самых выдающихся…

  • Школьный завод "Чайка"

    Школьный завод «Чайка» создан в 1963 году и проработал до середины 80-х. Директор завода директор Валентин Федорович Карманов, всерьез…

  • Памяти Антона Семеновича Калабалина

    Сегодня исполнилось три года со дня смерти Антона Семеновича Калабалина – выдающегося педагога и воспитателя. Его назвали в честь педагога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments